Детям от 12 до 18 лет, 31 мальчик и 37 девочек, предложили
добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив
возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны,
интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой:
письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие,
пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что
современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя
занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам
проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий
день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось
описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и
мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения
психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время
и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68
участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и
два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали
острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы
— тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе,
ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал
чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек
из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и
больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник,
в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут
уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений,
она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают,
что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить
без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…»,
«слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения
общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а
потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе
эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения
«странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
Делайте выводы, уважаемые родители…
По материалам Катерины Мурашовой http://www.snob.ru/selected/entry/45522#comment_451988
добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив
возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны,
интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой:
письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие,
пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что
современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя
занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам
проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий
день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось
описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и
мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения
психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время
и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68
участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и
два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали
острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы
— тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе,
ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал
чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек
из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и
больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник,
в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут
уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений,
она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают,
что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить
без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…»,
«слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения
общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а
потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе
эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения
«странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.
Делайте выводы, уважаемые родители…
По материалам Катерины Мурашовой http://www.snob.ru/selected/entry/45522#comment_451988